Загородная недвижимость становится всё более популярной среди россиян. С января по май 2024 года спрос на неё в регионах вырос примерно на 30% по сравнению с предыдущим годом. Отмена льготной ипотеки на квартиры в новостройках также способствовала росту интереса к жизни за городом.
Многие мечтают о собственном доме. Согласно опросу СберНПФ, 65% россиян хотят приобрести землю и частный дом, из них 21% планирует жить в нём круглый год. Большинство готовы потратить на покупку от 5 до 10 миллионов рублей, две трети рассчитывают взять ипотеку, и только одна треть будет копить самостоятельно.
Однако жизнь в загородном доме и посёлке ИЖС имеет свои особенности и трудности. Например, семье Татьяны из Подмосковья пришлось взять ипотеку на 8 миллионов рублей для строительства двухэтажного газобетонного дома площадью 150 квадратных метров. Они надеются выплатить кредит в течение 30 лет, выплачивая по 50 тысяч рублей в месяц.
По результатам опроса СберНПФ, 65% респондентов хотят иметь частный дом, причём 21% из них планирует жить в нём круглый год. Половина участников опроса готова потратить на покупку дома от 5 миллионов рублей, каждый третий рассчитывает уложиться в сумму от 5 до 10 миллионов. Две трети опрошенных рассматривают возможность взять ипотеку, и только одна треть будет копить на покупку самостоятельно.
Понять людей можно. Еще в начале нулевых россияне массово жили в городских квартирах, а летом выезжали на дачу: шесть соток участка в садоводческом товариществе - щитовой домик от 25 до 50 квадратных метров, часто одноэтажный или с мансардой, водопровод только в теплое время года, удобства во дворе. Загородные дома для постоянного проживания в те годы могли себе позволить только очень состоятельные люди. Риелторы вспоминают, что в основном это были дома площадью от 300 до 1000 квадратных метров с участками по 25-30 соток, причем очень благоустроенные: водопровод, канализация, магистральный газ, асфальтированные подъездные дороги. Стоили они соответствующе.
Первые загородные дома для покупателей среднего достатка стали появляться после кризиса 2008 года. Как правило, это были коттеджи площадью 120-150 квадратных метров, стоящие на участке до 10-15 соток. К домам были подведены электричество и газ, а стоили они около 7-9 миллионов рублей. На средний класс был рассчитан и такой формат жилья, как таунхаус - двух-трехэтажный дом за городом, разделенный на несколько квартир. В то время многие семьи поступали так: продавали одну квартиру (например, доставшуюся в наследство от бабушки) и переезжали в таунхаус или коттедж, а прежнее жилье оставляли взрослым детям.
Последние три года для рынка загородных домов были непростыми. В 2020 году он пережил бум - россияне, запертые во время пандемии коронавируса в малогабаритных квартирах, оценили просторные дома, где у каждого члена семьи есть своя комната и где можно выйти в сад или прогуляться по лесу. В пандемию спрос на коттеджи вырос на 49 процентов, а цены увеличились на 13-15 процентов. Однако уже в 2022 году продажи упали: в сентябре в результате объявленной частичной мобилизации и общих страхов, и опасений из-за геополитической ситуации спрос на дома рухнул почти на 80 процентов и в январе 2023-го не восстановился.
Спрос на загородную недвижимость значительно вырос. По данным федеральной компании «Этажи», спрос на жильё за городом увеличился почти на 70% по сравнению с прошлым годом.
Почти половина покупателей интересуются земельными участками под строительство. На втором месте - дачные домики и компактные дома для круглогодичного проживания, их хотят приобрести 43% клиентов. Просторные дома площадью более 200 квадратных метров привлекают 4,5% россиян.
Срок экспозиции загородных объектов сократился с 12 месяцев до 6–8 месяцев, отмечают риелторы.
Эксперты объясняют рост интереса к загородной недвижимости несколькими причинами. В последние годы в России действовало несколько льготных ипотечных программ, благодаря которым можно было приобрести жильё в сельской местности по сниженной ставке. Однако с 1 июля 2024 года часть программ была отменена, что подтолкнуло некоторых потенциальных покупателей к активным действиям.
Кроме того, инвестиционная привлекательность загородных объектов выросла, а отношение россиян к загородной жизни изменилось: люди поняли, что можно жить за городом и при этом быть близко к столице.
Однако главным драйвером спроса остаются высокие цены на городские квартиры.